Кибербезопасность личных средств

Автор: Admin от 17-04-2024, 02:10, посмотрело: 64

На сегодняшний день одна из злободневных тем нашей реальности – это случаи мошенничества с использованием банковских карт граждан, социальных сетей, мобильных телефонов и так далее. «Дистанционные» мошенники используют самые разные способы убеждения и обмана. Они действуют хитростью и напором.
В связи с этим, наша статья будет посвящена рассмотрению основных видов кибератак и способов обеспечения своей безопасности в киберпространстве. Также попробуем коротко рассказать о типовых схемах воздействия методов социальной инженерии и об инструментах анализа источников информации о человеке. 
В качестве основных угроз кибератак можно выделить:
1) Взлом учетной записи, аккаунта. Здесь последствия могут быть разными. От вашего имени будет осуществляться спам-рассылка или отправка мошеннических писем, другие кибер-атаки, включая несанкционированный доступ к корпоративным системам и базам данных.
2) Шантаж с целью получения каких-либо услуг или денежного вознаграждения.;
3) Продажа ваших данных.
4) Финансовые махинации от вашего имени или с вашими счетами и цифровыми кошельками, если украденная информация позволяет это осуществить.
Первым делом, чтобы себя обезопасить в киберпространстве, необходимо соблюдать базовые правила парольной политики. Прежде всего, для каждого интернет-ресурса, приложения, прикладной системы нужно использовать разные пароли. Это неудобно — столько всего запоминать, но это существенно снижает риски взлома. Хороший пароль должен состоять минимум из 8 знаков, включая буквы, цифры и специальные символы. Это обусловлено технологическими возможностями атакующих систем. Так, например, для подбора пароля из 7 знаков достаточно 2 секунд, из 8 - 2 минут, из 10 - потребуется 3 дня. Пока мошенник будет подбирать пароль, система безопасности распознает атаку и сможет ее предотвратить. Также важно, чтобы пароль не содержал слова из словарей, персональных данных, которые легко узнать, например, фамилию мамы или дату вашего рождения. Специалисты рекомендуют подбирать сложные пароли, но которые легко будет запомнить именно вам. Например, состоящие из первых букв припева любимой песни.
Если вам кажется, что вашу почту или аккаунт в социальных сетях, в мессенджере взломали, выполните ряд действий для минимизации потерь:
1. Постарайтесь сменить пароль. Если не получается, а такое бывает, когда злоумышленник заблокировал эту опцию, то обратитесь в службу поддержки соответствующего почтового сервиса или социальной сети за восстановлением аккаунта.
2. Обязательно предупредите свои контакты о произошедшем.
3. Затем, войдя в аккаунт, проверьте его настройки. Там тоже могут быть изменения. Например, настроена пересылка всех писем на другой адрес или изменен адрес для ответа на ваши письма.
4. И обязательно установите или обновите антивирусную программу на вашем устройстве. Она поможет выявить вредоносные программы и закладки, которые могут быть ранее установлены злоумышленником.
Для защиты персонального компьютера, планшета, мобильного телефона целесообразно использовать разные методы и средства-помощники. Чтобы защитить свои учетные записи, логины и пароли, рекомендуется использовать не однофакторную аутентификацию, когда вы только вводите пароль, а двухфакторную или многофакторную, когда кроме пароля еще вводите код, поступающий по СМС, или, когда помимо пароля запрашиваются еще и биометрические данные, например, голос или отпечаток пальца. Также сохранить и защитить пароли помогут специальные приложения и сервисы, например: менеджер паролей.
Для более глобальной защиты устройств и систем используются антивирусные приложения, программы обнаружения и помещения в карантин подозрительных писем и сообщений. Важно устанавливать регулярные обновления этих приложений. Поскольку киберпреступники постоянно разрабатывают новые варианты и методы атак. Для конфиденциальной информации и документов, содержащих особо важные сведения, используются технологии криптографической защиты, цифровые подписи и т.п. Также не стоит забывать про защиту мобильный устройств, поскольку их кража более вероятна, чем настольного компьютера.
Кибератаки и компьютерные атаки можно условно разделить на несколько типов.
1) Наиболее распространенными среди обычных пользователей являются мошеннические группы и аккаунты в социальных сетях.
2) Часто люди попадают на поддельные или мошеннические сайты.
3) Далее следуют фишинговые атаки через электронную почту, мессенджеры и СМС. 
4) Программы-вымогатели являются также довольно-распространенным видом компьютерных атак. Однако они в основном нацелены на бизнес, а не на физических лиц. Они блокируют работу устройства или какого-то важного приложения и требуют выкуп для разблокировки. Также могут требовать вознаграждение за нераскрытие вашей личной информации, которая была незаконно добыта подобным путем.
5) Другим типом кибератак являются мобильные приложения с вредоносным кодом или фишинговыми формами, которые предлагаются к установке.
6) Кроме того, часто наблюдается реализация разных мошеннических схем на маркетплейсах, в приложениях знакомств или компьютерных играх. Подавляющее большинство из них реализуется методами социальной инженерии, которые рассмотрим чуть позднее.
В киберпространстве выделяют три основных способа сбора данных банковских карт и счетов:
1. Использование поддельных интернет-магазинов и сбор средств на благотворительность, где человек довольно быстро и эмоционально принимает решение о перечислении средств.
2. Перехват информации через зараженные страницы официальных магазинов или устройства пользователя. Например, с помощью банковского троянского коня. Который собирает и передает информацию злоумышленнику при вводе банковских реквизитов на собственном ноутбуке.
3. Также может быть взломан сайт интернет-магазина и украдены данные оттуда.
В качестве методов защиты можно предложить использовать виртуальные банковские карты для онлайн-операций и регулярно их перевыпускать. Примерно раз в год. Установить лимит на карты, проверять корректность платежной операции. Также рекомендуется перед одобрением платежа внимательно перепроверить платежную форму и адрес сайта, на котором осуществляется операция.
В подавляющем большинстве случаев атаки на физических лиц совершается с помощью методов социальной инженерии, которая заключается в том, чтобы обманным путем вынудить человека добровольно предоставить доступ к компьютеру, мобильному телефону, платежной карте или передать какие-либо данные. Важно отметить, что, как правило, воздействие идет через доверие или провоцирование ярких эмоций. Например, знакомый попал в беду или служба безопасности просит срочно сообщить пароль и логин, чтобы предотвратить утечку информации.
Часто атака социальной инженерии целенаправленно готовится:
- Злоумышленник изучает жертву, собирает о ней необходимую информацию и определяет оптимальный метод атаки.
- Затем переходит к обработке. Например, входит в доверительный контакт с жертвой. Представляется генеральным директором компании, которого человек может знать заочно. Или менеджером какой-либо знаменитости.
- Вы становитесь заинтересованы в данном общении, начинаете доверять и попадаете в ловушку.
- Затем начинается атака, в ходе которой под разными предлогами, просьбами (срочными и не очень) добывается информация. Это может быть, как персональные данные, например: адрес проживания, паспортные данные или номер кредитной карты, так и информация, составляющая коммерческую тайну.
- И последний этап атаки — сокрытие ее следов и максимальное сохранение доверия, чтобы жертва не распознала, что произошло незаконное завладение информацией.
Другая довольно распространенная схема атаки на компьютер и корпоративные сети — это подбрасывание флешки, например, около рабочего места или входа в офис. На ней может быть завлекающее название: «отчет 2023» или «личные фото 2024». Такую информацию непременно захочется посмотреть, и вы вставите флешку в компьютер. А там будет вредоносная программа или троянский конь.
Другой вариант заражения - это просьба коллеги распечатать у вас документ, поскольку у него что-то там не работает.
В ходе подготовки к индивидуальной атаке мошенник основательно исследует информацию о жертве из разных открытых интернет-источников. Начиная с обычного поискового запроса в браузере, анализом страниц в социальных сетях и заканчивая применением специальных мониторинговых и аналитических программ и сервисов.
Мы, активно пользуясь социальными сетями, мессенджерами, оставляем о себе длинный пользовательский след, анализ которого позволит злоумышленнику узнать о нас многое. Например, с кем мы дружим, где гуляем, что едим, каковы наши интересы, проблемы, место работы и т.д. Вся эта информация поможет преступнику сделать вас жертвой кибер-атаки.
Итак, в качестве заключения хочу еще раз перечислить основные действия, которые помогут вам защитить себя, свои данные и деньги в киберпространстве:
1. Остановитесь и подумайте, прежде чем нажать на ссылку. Не торопитесь, даже если вас об этом очень просят.
2. Создавайте сложные пароли, используйте многофакторную аутентификацию.
3. В ходе онлайн-покупок проверяйте безопасность транзакций, платежные реквизиты, ресурс, где вы производите оплату.
4. Используйте для этого виртуальные банковские карты.
5. Присмотритесь к программам-помощникам, которые могут защитить вас от мошенников.
6. И последнее - задумайтесь о своем цифровом следе в сети.

Юрисконсульт
Данилова Е.А.

Категория: Консультационный пункт ЗПП

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.