Чарджбэк – что это и как вернуть деньги, используя чарджбэк?

Автор: Admin от 26-06-2023, 06:25, посмотрело: 228

Ранее, в рамках работы консультационного пункта филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора, было решено опубликовать небольшой цикл статей, тематика которых в той или иной мере будет затрагивать сферу банковских услуг.
Сегодня мы Вам расскажем о так называемом возвратном платеже или иными словами: chargeback.
Недобросовестные интернет-магазины, а также откровенные мошенники активно используют в своих схемах банковские карты. Платежные системы определили порядок совершения так называемого возвратного платежа (chargeback).
Эта операция производится в случае, когда человек с помощью банковской карты не по своей воле потерял деньги со счета банковской карты. В этом случае банк-эмитент банковской карты может запросить банк–эквайер вернуть сумму, перечисленную клиентом. Например: ошибочное списание при техническом сбое или технические ошибки при осуществлении платежа: двойной платеж, несанкционированное списание, невыдача денег банкоматом, а также недобросовестный продавец, который, получив оплату за товар или услугу, товар не поставил или поставил совсем другое.
Процедура chargeback: плательщик подает заявление на возврат денег в свой банк (банк-эмитент), банк перенаправляет заявление в платежную систему. При соответствии заявления требованиям платежной системы она перенаправляет его в банк-эквайер (банк, который обслуживает счет, на который были переведены деньги). Банк–эквайер проверяет транзакцию. Если банк не может представить доказательств того, что все происходило в рамках правил, то через определенное время банк будет обязан списать со счета продавца спорную сумму денег (добровольно или принудительно).
С техническими сбоями ошибками процедура chargeback, как правило, заканчивается в пользу покупателя (плательщика), но в случаях профессионального мошенничества получается вернуть деньги не всегда. Банки могут столкнуться с ситуацией, когда у мошенника окажется пустой счет. В этом случае возвращать деньги клиенту придется, а возможности взыскания долга с мошенника сомнительны даже для банка.
Сроки подачи заявления на процедуру Chargeback:
Они определяются правилами платежных систем. По большинству причин действует также ограничение – не более 120 дней с момента, когда клиент узнал о том, что транзакция мошенническая или ошибочная.
Множество предложений от юридических фирм, которые гарантируют возврат украденных мошенниками денег с помощью chargeback, к сожалению, в абсолютном большинстве случаев не соответствуют действительности.
Юристы прекрасно знают, что их возможности использования процедуры возвратного платежа ограничены, но используют недобросовестную рекламу для убеждения клиентов в обратном.
Результат рассмотрения обращения банком-эмитентом:
Практически не имеет значения, кто именно составлял заявление – юрист или сам клиент. Писать письма по совету лжеюристов о чарджбэке сразу в несколько организаций, в том числе, в платежную систему, в Банк России, бесполезно. Ни к чему, кроме удорожания бесполезной услуги, такие письма не приведут. Данный вопрос находится только в компетенции Банка-эмитента.
Центробанк на своем сайте также предупреждает, что «в отношении операций по возврату платежей (чарджбек) следует отметить, что Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, в том числе в их договорные отношения, касающиеся, в частности, взаимодействия в рамках процедуры чарджбэк».
Важная оговорка:
В настоящее время в связи с санкциями большинство международных платежных систем приостановили обслуживание выпущенных в России карт. Если платежная система вашей карты оказалась в их числе, то сейчас воспользоваться чарджбэком по зарубежным покупкам не получится. В России чарджбэк проходит по прежним правилам: надо подать заявление в свой банк-эмитент, он направляет запрос в Национальную систему платежных карт, и возврат проходит через нее.
Согласно закону о Национальной платежной системе, банк обязан принять у вас заявление на возврат денег по карточной операции и дать ответ в течение 30 дней, если вы делали покупку внутри страны, или 60 дней, если вы оплатили товар или услугу зарубежному продавцу.
Отказ возможен в трех случаях:
1. ваш банк вообще не проводит процедуру чарджбэка;
2. ваша претензия не соответствует правилам чарджбэка платежной системы, которая обслуживает вашу карту, или правилам банка;
3. вы обратились за чарджбэком позже отведенного на это срока.


Юрисконсульт
Данилова Е.А.

Категория: Новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.