Договор купли-продажи

Автор: Admin от 6-02-2019, 09:31, посмотрело: 474

Договор купли-продажиС начала текущего года в консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах участились случае обращения потребителей с вопросами (проблемами), возникающими при оформлении предварительного договора купли-продажи.

Основная суть вопросов сводилась к тому, что граждане заключали договор купли-продажи с индивидуальными предпринимателями (место нахождения магазинов – г. Южно-Сахалинск), предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар (мебель) и обязанность Продавца передать товар потребителю в установленный договором срок.

В некоторых случаях мебель должна была быть изготовлена по заказу потребителя и доставлена по месту проживания, в других случаях приобреталась мебель, которая либо уже была представлена в магазине, либо заказывалась по каталогам, которые находились в магазине, но во всех случаях имелись два важных одинаковых условия:

1.Предварительная оплата товара производилась потребителями в полном объеме в магазине;

2.Приобретенная (заказанная, изготовленная) мебель должна была быть доставлена по месту проживания потребителей.

Потребители, которые обратились в консультационный пункт за помощью, указывали на то, что мебель по месту их проживания не была доставлена, индивидуальные предприниматели свои обязательства не исполнили.

Всем потребителям была оказана консультативная помощь в полном объеме, разъяснены их права в данной ситуации и порядок действий (составление претензии и в последующем направления искового заявления в суд).

Учитывая вышеизложенное, во избежание ошибок со стороны потребителей (отсутствие в квитанциях (договорах) срока доставки товара, затягивание срока подачи претензии, искового заявления и т.д.), хотим дать небольшие разъяснения: рассказать об особенностях предварительной оплаты товара.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, в том числе и срок доставки товара. Устную договоренность о сроках доставки товара очень трудно доказать, если вдруг срок доставки будет нарушен.

Обязанность продавца передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, и срок исполнения продавцом такой обязанности установлены п. 1 ст. 456, п. 1 ст. 457 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 499 ГК РФ в случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями.

Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 499 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

В соответствии с п. 1 ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором.

В случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (ст. 457 ГК РФ), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом (п. 3 ст. 487 ГК РФ). Аналогичные нормы содержатся в Законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1996 года № 2300-1 (далее по тексту Закон № 2300-1).

Договор купли-продажиТак, в соответствии со ст. 23.1 Закона № 2300-1, договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Согласно п. 4 ст. 23.1 Закона № 2300-1 требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Если индивидуальный предприниматель / юридическое лицо не удовлетворит Ваши требования в добровольном порядке, мы рекомендуем Вам соблюсти следующий порядок действий:

несмотря на то, что предъявление досудебной претензии в большинстве случаем не является обязательным, рекомендуем использовать этот путь для того, чтобы документально зафиксировать юридически значимые факты, необходимые для дальнейшего рассмотрения дела в суде.

Отсутствие надлежащим образом оформленной и врученной продавцу досудебной претензии может затруднить ход судебного разбирательства, а в ряде случаев сделать невозможным взыскание неустойки и (или) штрафа в пользу потребителя.

Претензия (заявление) оформляется в произвольной форме, но желательно, чтобы в ней присутствовали шесть основных (обязательных) частей:

1 – сведения о том, к кому и кто обращается (по аналогии с обычным почтовым отправлением);

2 – сведения о приобретенном товаре, заказанной услуге (работе);

3 - суть ваших претензий к товару, услуге (работе);

4 – требования, с которыми вы обращаетесь к продавцу (исполнителю);

5 – перечень приложений к претензии;

6 – подпись потребителя и дата.

Претензию можно вручить лично, приехав в магазин (или офис исполнителя, изготовителя и др.). Один экземпляр претензии необходимо передать ответственному лицу (индивидуальному предпринимателю, директору, администратору, юристу или иному уполномоченному лицу).

На втором экземпляре (он должен остаться у потребителя) необходимо получить отметку о принятии претензии, которая обычно включает в себя: подпись лица, принявшего претензию, ее расшифровку (фамилия, имя, отчество, должность), дату принятия, печать или штамп (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Наличие печати (штампа) на претензии не обязательно – суды, в большинстве случаев, считают доказанным факт вручения претензии и без нее.

Претензию можно отправить обычной почтой (или телеграммой). Отправлять письмо с претензией нужно обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения (в описи сделать запись – претензия с такими-то требованиями).

Текст отправленной телеграммы нужно заверить на почте и сохранить вместе с уведомлением о ее вручении. Документы, полученные с почты (чек, опись вложения, уведомление о вручении), необходимо сохранить – они будут являться доказательством получения адресатом вашей претензии.

В случае если индивидуальный предприниматель / юридическое лицо после предъявления претензии (заявления) также не удовлетворит Ваши требования в добровольном порядке, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 17 Закона, защита нарушенных Ваших прав может быть осуществлена судом по правилам гражданского судопроизводства, так как нарушение Ваших прав для него несет гражданско-правовую ответственность в виде, в том числе и компенсации морального вреда, которые взыскиваются только в судебном порядке.

При этом, в силу п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Данная норма устанавливает меру гражданско-правовой ответственности (неустойку) за неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю предварительно оплаченного товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара. Требование о взыскании с индивидуального предпринимателя / юридического лица можно заявить непосредственно в самой претензии и далее в исковом заявлении, либо только в исковом заявлении.

Необходимо также иметь ввиду, что при удовлетворении судом требований потребителя, связанных с нарушением его законных прав, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд обязан взыскать с исполнителя в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (причем независимо от того, было ли заявлено такое требование потребителем в суде).

Согласно пункту 2 ст. 17 Закона иск в суд Вы можете предъявить по выбору либо по месту проживания индивидуального предпринимателя, либо по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении в суд Вы освобождаетесь от уплаты госпошлины (ст. 17 Закона).

Для подачи заявления необходимо определить подсудности какого суда относиться рассмотрение иска, т.е. какой суд будет рассматривать иск: имущественные споры при цене иска до 50 000 рублей, рассматриваются мировым судьей, а превышающие эту сумму рассматриваются районным судом, в том числе иски с требованиями неимущественного характера.

Исковое заявление подается в суд по количеству лиц, участвующих в деле, то есть один экземпляр для суда, один экземпляр для ответчика и один для Вас на котором сотрудник суда поставит отметку о принятии.

Также к исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие Ваши доводы. Их количество также так же должно соответствовать количеству лиц, участвующих в деле. Документы лучше подавать в светокопиях, а в дальнейшем в судебном заседании предъявить их оригиналы.

Исковое заявление Вы можете подать в канцелярию суда или направить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом если Вы отсылаете исковое заявление по почте, то сохраните квитанцию, поскольку она может Вам пригодиться в последующем.

Хочется обратить Ваше внимание на то, что в случае обращения в суд за защитой своих прав, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах может вступить в судебный процесс путем подачи заключения по делу на основании ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 40 Закона № 2300-1 (с Вашей стороны должно быть соответствующее ходатайство).

Юрисконсульт Данилова Е.А.

Категория: Консультационный пункт ЗПП

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.